дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2015_03
Новости от регуляторов и НКО
01 апреля 2015 1559 просмотров 0 комментариев Распечатать

ПОЯСНЕНИЯ ПО ОПТОВОЙ НАЦЕНКЕ

Уже больше года закупку лекарств из Перечня ЖНВЛП регулирует Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ст. 31 (п.2 ч.10) госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником, если предложение победителя превышает «предельную отпускную цену» и от снижения он отказывается.

Изначально определение «предельная отпускная цена» могло трактоваться участниками рынка и госорганами по-разному: и как предельная отпускная цена производителя, и как предельная цена поставщика (цена производителя плюс предельные оптовые и розничные надбавки). Еще до вступления закона в силу на этот момент обратила внимание ФАС России, указав, что при первом варианте трактовки норма может стать вредоносной.

В первый же месяц применения ФЗ-44 в Министерство экономического развития стали поступать письма с просьбой разъяснить несуществующий в отраслевом законодательстве термин. Министерство дало свой ответ: за «предельную отпускную цену» считать предельную отпускную цену производителя.

С этого момента у российских дистрибьюторов начались проблемы: государственные заказчики стали требовать снижения до цены производителя, прописанной в государственном реестре цен на ЖНВЛП. Учитывая, что цена в реестре не включает в себя НДС, особо усердные требовали скинуть также и 10% НДС. «ФВ» уже освещал эту тему ранее («Без посредников», «ФВ» № 32 от 14.10.2014 г.).

Разумеется, часть госзаказчиков довольно быстро столкнулась с нежеланием оптовиков работать на таких условиях. 

Например, в распоряжении редакции "Фармацевтического вестника" есть обращение за 2014 г. от ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» в ФАС России, в котором ФГБУ предупреждает антимонопольщиков, что ему приходится нарушать установленные в ФЗ-44 требования для закупки нифедипина (адалата) и закупать медикамент с учетом оптовой надбавки.

Многие заказчики в 2014 г. предпочитали просто игнорировать разъяснения Минэкономразвития и молча продолжали закупаться с учетом оптовой надбавки. 

Цветочки закончились в 2015 г., когда Минэкономразвития разослало новое разъясняющее письмо (QR-код). На этот раз ведомство постаралось довести свою позицию до каждого заказчика в стране. Правда, с некоторыми поправками. Например, министерство указало, что НДС в цене все-таки можно учесть.

В Минэкономразвития «ФВ» заверили: такая политика никак не скажется на обеспечении пациентов. «Согласно 44-ФЗ закупка ЖНВЛП осуществляется исключительно по ценам не выше отпускной цены производителя, то есть без учета дистрибьюторских надбавок. Больше года назад этот вопрос почти двое суток обсуждался Госдумой с привлечением ведущих экспертов отрасли, представителей Минздрава и Минэкономразвития. Эта позиция была полностью поддержана и согласована Минздравом как регулятором этого вида закупок», — обозначила позицию ведомства помощник министра Елена Лашкина. На момент подписания номера в печать получить комментарий по этому поводу от Минздрава России не удалось.

Также в Минэкономразвития отмечают, что на протяжении всего 2014 г. ведомство проводило тщательный мониторинг закупок лекарственной сферы. «В мае 2014 г. состоялся экспертный совет при Минэкономразвития, на котором обсуждались вопросы закупки препаратов из списка ЖНВЛП, где эксперты отрасли отметили, что проблем в этой сфере они не наблюдают и закупки идут в плановом режиме. Кроме того, специалисты Минэкономразвития проводили консультации с Ассоциацией фармацевтических дистрибьюторов, в ходе которых было озвучено, что средняя дистрибьюторская надбавка на этот вид препаратов представляет приблизительно 4%. С учетом того, что дистрибьюторы продают препараты еще и с определенным дисконтом, то возможность заработать у них сохраняется», — резюмируют в Минэкономразвития.

Противником такого экономного подхода выступает ФАС России. «Ограничение применения оптовой надбавки дистрибьюторами противоречит ФЗ-61 и может привести к дефектуре лекарств. Производители в большинстве своем просто не могут участвовать в мелких региональных торгах. Кроме того, часто лекарства закупаются комплексно, заказчики формируют смешанные лоты. Также в последнее время мы столкнулись с проблемой государственного сдерживания цен на препараты из Перечня ЖНВЛП при очевидно выросших затратах производителей. Это сделало нерентабельным продажу наиболее дешевых лекарств, следовательно, делать скидки дистрибьюторам производители, особенно российские, не смогут», — рассказала зам. начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.

Она уверена, ситуация изменится только при активной позиции заказчиков, оставшихся без необходимых медикаментов. Именно к их голосу могут прислушаться специалисты МЭР.

Источник: официальный сайт ФАС России, Фармацевтический вестник, 24.03.2015.

Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика